Малышу 10 месяцев: развитие


В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает взрослым, а также братику или сестричке. У вас появляются прекрасные возможности для его развития. Основной игрой периода может стать "Делай, как я": пусть малыш повторяет за вами действия с предметами, мимику и жесты, а затем самостоятельно воспроизводит их в новой игровой ситуации.



Развиваем подвижность


Ваш малыш уже прекрасно умеет ползать, и теперь пришло время развить этот навык, освоив спуски и подъемы. Очень удобно делать это на невысоком диване или небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А чтобы спуститься на пол, нужно повернуться лицом к спинке дивана и аккуратно сползти вниз, попкой вперед. Лучше всего, если вы покажете малышу правильные движения на примере братика или сестрички.


Если ваш кроха сам встает на ножки, но еще держится за опору, привлеките его внимание заводной игрушкой. Игрушка будет «убегать» от малыша, а он за ней потянется и, таким образом, сделает свои первые самостоятельные шаги. Также можно привязать игрушку на резинку и потихоньку тянуть ее от крохи, призывая его догнать свою «добычу».







Игры и игрушки


Игры малыша становятся более сложными, теперь его привлекают предметы, которые можно собрать и разобрать. Дайте ребенку пирамидку с несколькими крупными кольцами и покажите, как можно стянуть их со стрежня, а затем вдеть обратно. Не расстраивайтесь, если малыш захочет разобрать и «цельную» игрушку и случайно ее сломает – таким образом, он пытается понять, из чего она состоит. На данном этапе развития это его основной способ познания мира.


Малыш продолжает совершенствовать свои представления о форме и пространстве. Он вкладывает один предмет в другой, закрывает отверстия соответствующими крышечками, собирает разбросанные игрушки в коробку. В этом возрасте любимыми становятся простые самодельные игрушки, причем сделать их может даже ваш старший ребёнок. Например, игра «Сними шарик»: нанижите на длинный шнур 5-6 шаров со сквозными отверстиями, затем предложите крохе их снять. Сложность задачи заключается в том, что шнур все время прогибается в руках у ребенка, и доставать шарики не очень удобно. Такая игра учит малыша усидчивости, последовательности, развивает мелкую моторику и координацию движений.


Также одной из любимых может стать игра с предметом на веревочке. Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит возиться, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки прикрепите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за веревочку. Таким образом, развивается его представление о том, как можно воздействовать на предметы.

Игры малыша становятся более сложными, теперь его привлекают предметы, которые можно собрать и разобрать.


Развиваем понимание речи


В 10 месяцев малыш уже понимает большинство простых указаний и просьб: дай, принеси, пойдем, покажи, помаши ручкой. Он знает, как называются части его тела и окружающие предметы быта. Теперь пора усложнить задачу: предложите ребенку выполнить несколько последовательных действий с предметами и посмотрите, сможет ли он вас понять. Например: возьми мыло и потри животик, открой ротик и скушай кашку, возьми коробку и положи в нее мячик. Малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям, воспринимая их как веселую игру. Важно отметить, что обращаться к ребёнку с различными просьбами могут и его старшие брат или сестра. Развитие понимания речи становится важным этапом в формировании их взаимной привязанности.



Развиваем активную речь


Покажите малышу фотоальбом. Назовите тех, кто изображен на фотографиях, расскажите о них небольшие истории. Попросите малыша показать пальчиком того, о ком вы рассказывайте, и призывайте его повторять за вами по слогам: па-па, ма-ма, ба-ба, де-да. Обязательно хвалите малыша за его успехи.



Физиология и психология


В 10 месяцев малыш радует маму новыми достижениями – он уже уверенно встает на ножки и хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе руки. Пока ему сложно передвигаться на большие расстояния, поскольку его мышцы еще очень слабые и не выдерживают долгой нагрузки. Поддерживайте малыша под мышками и чаще давайте ему отдохнуть – тогда его путешествия по квартире будет увлекательными и безопасными.


Рост и вес


В 10 месяцев рост малыша составляет 71-76 см, а вес – 9100-9500г.



Движение


В этом возрасте кроха начинает осваивать новую форму движений – ходьбу. У него уже достаточно хорошо развито чувство равновесия, но его ножки пока не могут долго выдерживать вес тела. Малыш свободно ползает, а также садится и встает с любого положения. Помните, что все дети индивидуальны, и если одни уже могут за руку подойти к игрушке, лежащей недалеко от них, то другие этому еще только учатся. Не торопите вашего маленького чемпиона и обязательно хвалите его за каждое достижение.


Действия с предметами


Игры малыша становятся все более сложными. На данном этапе развития его больше всего интересуют связи между предметами, и он с увлечением разбирает их на части и с помощью взрослого снова собирает. Малыш пытается узнать, как действуют различные механизмы, и потому с особым вниманием вертит в руках механические игрушки.


Его движения очень точны, и он может захватывать предмет различными способами: накрыть ладошкой сверху, обхватить одной или двумя руками сбоку. Появляется и новый для этого возраста навык - способность зажимать игрушку между большим и указательным пальцем. Благодаря этому малыш может поднять даже очень мелкий предмет и ловко перенести его в желаемое место.


Также к 10-ти месяцам у крохи появляется умение доставить один предмет с помощью другого. Теперь малыш может лопаткой перевернуть формочку, ложкой подтянуть к себе сухарик и выполнить ряд других, аналогичных действий. Положите перед ребенком несколько предметов и покажите, как они могут взаимодействовать друг с другом.

Игры малыша становятся более сложными, теперь его привлекают предметы, которые можно собрать и разобрать.


К 10-ти месяцам у малышей обычно четко выделяются «любимые» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие ритмично танцуют под музыку, третьи замирают с книжкой в руках, а четвертым требуется постоянное общество других детей… Обратите внимание на главные интересы вашего ребенка и старайтесь удовлетворять их ежедневно, но не забывайте разнообразить привычные занятие новыми деталями и впечатлениями. Например, для малыша, который часами с увлечением кладет один кубик на другой, можно предложить крупный детский конструктор, а ребенку, которому нравится прятать шарик в коробочку, можно дать формочки различных размеров и соответствующие им по свойствам фигурки.


Постарайтесь, чтобы ребенок использовал в игре обе руки, и желательно, выполнял ими разные действия. Это помогает одновременно развивать оба полушария мозга, что очень важно в раннем возрасте.



Понимание речи


Малыш уже знает названия многих конкретных предметов, с которыми он часто сталкивается дома и на улице, и теперь он начинает понимать обобщения. Если вы попросите его принести игрушку, он даст вам, например, мишку и куклу, а если скажете найти еду, то он покажет и на кашку, и на сухарик. А ведь еще месяц назад такая обобщенная просьба вызвала бы у него недоумение!


Также малыш понимает простые указания действий. Если вы попросите его дать, найти, показать, принести что-либо, помахать ручкой, ребенок правильно выполнит ваши поручения. Многие дети уже могут выполнить по указанию взрослого несколько действий подряд.



Активная речь


В 10 месяцев малыш произносит свои первые слова-обозначения . Их особенность в том, что они носят характер указательных жестов: «на», «дай», «там», «ам». Некоторые дети уже умеют произносить звукоподражания: «ав-ав», «би-би», «плюх». При этом в «лексиконе» малыша остается много лепетных слов, понятных только близким людям.







Эмоции


В этом возрасте малыш начинает стремиться к общению с другими детьми. Он радуется, когда на площадку приходят его сверстники, приветствует их, лепечет, смеется. При этом в отношениях к детям появляется избирательность: малыш выбирает себе какого-нибудь одного друга и направляется к нему, чтобы поиграть с ним вместе.


В этом возрасте ваш кроха будет с удовольствием ходить в развивающие группы или клубы «мама и малыш». Важно, чтобы во время занятий вы находились рядом с ребенком, потому что в ваше отсутствие малыш начинает испытывать тревогу. Психологи отмечают, что это проявление чувства глубокой привязанности к матери, которое достигает своего пика к полутора годам.



Питание


Постепенно меняется режим питания, и вечернее кормление в некоторых случаях может заменяться дополнительным приемом каши или овощей, которые чередуются через день. Мясо или рыба уже могут быть в виде паровых котлет. А овощные и фруктовые пюре уже не требуют гомогенности и в них встречаются небольшие кусочки, размером до 3 мм. Для питания ребенка 10 месяцев можно предлагать морсы, компоты, кисели, приготовленные из ягод.


Кормят малыша 4-5 раз в день через каждые 3-4,5 часа. Рацион становится сложнее. Второй, третий и четвертый прием пищи включают в себя несколько блюд. Например:


  • второе кормление - каша с творогом, запивать – соком;

  • третье – полноценный обед: протертый суп на бульоне с сухариком, пюре из овощей и протертое яблочко;

  • четвертое – снова овощное пюре, половинка желтка куриного яйца с растительным маслом.

Уже имеет значение сервировка стола для ребенка – все должно выглядеть аппетитно. Малыша нужно научить есть активно самому. Верхние и нижние центральные резцы к этому возрасту у него уже прорезались – необходимо научить ребенка кусать. Очень важно, чтобы малыш не просто брал пищу с ложечки губами, а покусывал. Кусать удобнее всего учиться на яблоке. Нужно очистить небольшое яблочко от кожуры и дать ребенку, чтобы он скоблил его зубами.


Когда вводится прикорм, грудное молоко или специальная молочная смесь уже перестают быть единственными источниками питания, они становятся частью разнообразного рациона. Для ребенка 10-ти месяцев оптимальной будет порция молочного питания – 180 мл 2-3 раза в сутки.


К сожалению, молоко животных, в том числе и коровье, не подходит детишкам этого возраста, потому что в нем:


  • мало цинка, железа и витаминов;

  • низкое содержание незаменимых жирных кислот, которые требуются для правильного развития мозга и органов зрения;

  • избыток насыщенных жиров, белков, минеральных солей – лишняя нагрузка на почки.